Утверждён директором МОУ СОШ с. Засопка
Седиковой Е.А.
«_________»_________________2023г.
План мероприятий (дорожная карта) по реализации «Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров в образовательных организациях» на 2018-2025 годы.
№ п/п | Наименования мероприятия | Сроки реализации | Ответственный исполнитель | Ожидаемые результаты |
1. Создание нормативно-правовой базы информационно-библиотечного центра школы
|
||||
1 | Проведение анализа состояния библиотеки общеобразовательной организации | 1 полугодие
2023 г. |
Зав. библиотекой
Члены комиссии |
Выявление состояния библиотечного фонда школы |
2 | Разработка программы развития на основе анализа по преобразованию библиотеки общеобразовательной организаций в информационно-библиотечный центр. | 2полугодие
2024г. |
Зав. библиотекой
Администрация школы
|
Положительные результаты по совместно- разработанной программе |
3 | Формирование и организация использования фонда документов на любых носителях информации в соответствии с запросами участников учебно-воспитательного процесса. | Ежегодно | Зав. библиотекой
|
Учащиеся владеют информационной грамотностью |
4
|
Создание условий для использования в полном объеме спектра информационно-технологического обеспечения учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. | Ежегодно | Зав. библиотекой
Администрация школы Учителя |
Обеспечение
Доступность Востребованность
|
2. Создание материально-технических условий для развития ИБЦ
|
||||
1 | Расширение и укрепление материально-технической базы библиотеки за счет консолидированного бюджета. | 2 полугодие
2024 г. |
Администрация школы Зав. библиотекой
|
Техническое оснащение ШИБЦ |
2 | Трансформация школьной библиотеки в многофункциональный межпредметный образовательный центр в рамках реализации ФГОС | 2023-2024гг. | Стабилизация | |
3 | Автоматизация библиотечных ресурсов:
а) создание электронного каталога библиотечного фонда; б) обеспечение справочно-библиографического обслуживания в автоматизированном режиме; в) обеспечение доступа в «Интернет» в школьной библиотеке; г) создание страницы «ИБЦ на сайте школы» |
2023-2024гг. | Зав. библиотекой
Учитель информатики |
Обеспечен доступ к информационным ресурсам, интернету |
4 | Формирование фонда ИБЦ:
а) своевременное проведение обработки и регистрации в электронном каталоге поступающей литературы б) списание устаревшей литературы; в) обновление фонда художественной литературы; г) пополнение учебного фонда медиатекой д ) предоставление массовой и индивидуальной информации о новых книгах, о поступлении книг, цифровых образовательных ресурсов
|
2018-2025 гг. | Зав. библиотекой
Учитель информатики |
Комплектация
Учет Информирование |
3. Развитие кадрового потенциала ШИБЦ | ||||
1 | Реализация программ повышения квалификации для библиотекарей и педагогов-библиотекарей. | 2021г. | Администрация школы
Забкипкро |
Грамотные сотрудники ИБЦ |
2 | Проведение тренингов, семинаров, индивидуальных стажировок по эффективному управлению библиотекой в соответствии с профессиональными стандартами. | 1 раз в 2 года | Зав. библиотекой
Администрация школы
|
Повышение эффективности работы ЩИБЦ
|
3 | Составление программы литературного и библиотечно-библиографического просвещения родителей, включающую консультации по руководству чтением детей, по их физическому и эстетическому воспитанию, пропаганде книжного фонда. | 2023-2024 | Зав. библиотекой
Администрация школы
|
Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса
|
4 | Использование опыта лучших школьных библиотекарей | ежегодно | Зав. библиотекой
|
Взаимодействие, обмен опытом |
5 | Создание гостевой книги, куда войдут отзывы и предложения по работе БИЦ | 2023 | Зав. библиотекой
|
Обратная связь, рефлексия |
4. Формирование информационной грамотности учащихся | ||||
1 | Проведение библиотечных уроков с использованием ИКТ. | ежегодно | Зав. библиотекой
Кл. руководитель
|
Информационная грамотность
Повышение эффективности работы ЩИБЦ
|
5. Создание стиля ШИБЦ | ||||
1 | Эстетическое оформление библиотеки (включая ремонт) | ежегодно | Зав. библиотекой
|
Библиотека соответствует требованием стандартов |
2 | Реклама о деятельности ИБЦ | Постоянно | Зав. библиотекой
|
Своевременная информация о деятельности центра |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Засопка
Забайкальскйй край, Читинский район
Концепция развития школьного информационно – библиотечного центра на 2018-2025годы
Утверждаю:
Директор школы: Седикова Е.А. /_______________/
Концепция развития школьной библиотеки
как информационно-библиотечного центра
- Общие положения
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами в работе школьных библиотек, учитывая опыт, исследования и практику отечественных и зарубежных библиоструктур. В данном документе определяются цели, задачи, проблемы, функции, основные направления развития, этапы, а также ожидаемые результаты и система организации контроля над реализацией концепции.
Концепция разработана с учетом следующих документов:
— Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05 2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2016 года № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров»;
- постановление Правительства Забайкальского края от 24.04.2014 № 225 (ред. от 21.05.2018) «Об утверждении государственной программы Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014 — 2025 годы».
Переход к информационному обществу и увеличение роли информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности требует от школьных библиотек преобразований во всех направлениях своей работы. О такой необходимости и говорится в Федеральной программе развития образования, ФГОС, где отводится особое внимание воспитанию и формированию будущих успешных, активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Одной из новых инфраструктур в образовательной организации, которая будет способна обеспечить современные условия для обновления учебного процесса в условиях реализации ФГОС, готова стать школьная библиотека при реорганизации её в библиотечный информационный центр.
- Значение школьной библиотеки
Библиотека в школе — это инфраструктурная основа образовательной деятельности, обеспечивающая необходимые условия для осуществления обучения, ориентированного на самоопределение и комплексном системном удовлетворении образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Информационное пространство школьной библиотеки даёт равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на печатных, мультимедийных и цифровых носителях.
Современная библиотека школы может обеспечивать как образовательную, так и воспитательную, гражданско-патриотическую, духовно-нравственную, информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную, досуговую деятельность.
Школьная библиотека – является также и социальным пространством для всех участников образовательного процесса, местом коллективного мышления и творчества, центром грамотности по формированию читательских навыков, здесь возможен обмен между преподавателями актуальными педагогическими методиками, информационными, цифровыми, электронными ресурсами.
- Проблемы школьной библиотеки
Школьная библиотека является общедоступной для учащихся школы, педагогов, работников школы, родителей учащихся. Вместе с этим, школьная библиотека является неотъемлемой частью системы образования. Основными препятствиями к развитию школьной библиотеки в настоящее время являются: несовершенство нормативной правовой базы, слабая материально-техническая база, старение библиотечного фонда, недостаточность информационно-ресурсного и программного обеспечения.
Требования ФГОС значительно расширили перечень предоставляемых школьной библиотекой услуг.
Организация дополнительного профессионального образования педагогов-библиотекарей требует дальнейшего развития. Отмечается потребность в электронных курсах с применением дистанционных образовательных технологий, раскрывающих вопросы эффективного участия школьных библиотек в деятельности образовательной организации. В материально-техническом и информационно-ресурсном обеспечении наблюдается несоответствие технического оснащения школьных библиотек возрастающим требованиям современной образовательной деятельности, что выражается в нехватке площадей, современной мебели для школьных библиотек, мультимедийной и компьютерной техники.
При отсутствии в школьной библиотеке информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» доступ читателей ограничен к электронным (цифровым) библиотекам, обеспечивающим путь к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам, из-за отсутствия читательского оборудованного места.
Необходимо частично обновить фонды классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы, а также произведений гражданско-патриотической направленности, используемые при освоении основных общеобразовательных программ.
В настоящее время школьная библиотека, только становится активной частью сформированной уже в школе инфраструктуры чтения и не в полной мере выполняет свою функцию по воспитанию квалифицированного читателя, но реорганизация в информационно-библиотечный центр должна ускорить этот процесс.
- Цели и задачи
Цели:
Создание качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания учащихся, родителей, преподавателей на основе новых информационных технологий, сетевых информационных технологий. Формирование современной школьной библиотеки как ключевого инструмента новой инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания.
Задачи:
- Расширение и укрепление материально-технической базы библиотеки средствами вычислительной и организационной техники, позволяющие внедрить информационные технологии как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации.
- Увеличение количества читателей, формирование у них информационной культуры (путём проведения информационных выставок, библиоуроков, встреч с творческими и выдающимися людьми, проведения проектных работ, участия в конкурсах, выступления на родительских собраниях, проведение и знакомства детей с библиотеками города).
- Организация методического сопровождения деятельности школьной библиотеки (поиск дополнительной литературы через удаленные ресурсы информации).
- Развитие на базе школьной библиотеки — медиатеки (приобретая вместе с учебниками диски).
- Расширение функций школьной библиотеки для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС (к обеспечивающей функции подключить воспитательную, информационную, досуговую).
- Дистанционное обучение учителей и учащихся.
- Участие в проектах и конкурсах.
- Создание раздела «Библиотека» на сайте школы (концепция, план работы, достижения, каталог, внеурочная деятельность).
- Создание условий для реорганизации школьной библиотеки в библиотечно-информационный центр (участие в конкурсах, повышение квалификации сотрудника, расширение информационного пространства, пополнение фондов через АИС, использование в работе виртуальных читальных залов).
5.Функции школьной библиотеки в условиях реализации ФГОС
Традиционно библиотекам принадлежит роль духовно-нравственного развития обучающихся, создания условий социальной ситуации их развития, интеграции образовательного пространства, самосовершенствования всех участников образовательного процесса. В организациях общего образования происходит формирование квалифицированного читателя, пользователя общедоступных библиотек, и развитие навыков библиографического поиска и использования библиотечных ресурсов должно закладываться в первую очередь школьной библиотекой. Реорганизация школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр должна стать фундаментом и необходимым условием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), то есть стать организационным и функциональным центром образовательного процесса, инфраструктурной основой для обеспечения условий реализации ФГОС в образовательных организациях. Информационно-библиотечный центр должен быть центром внедрения инновационных технологий работы с информацией, распространения лучших практик работы с программным обеспечением для самообразования, поиска, обработки и распространения информации, поддерживать инфраструктуру виртуального образовательного пространства школы, систем электронного (дистанционного) обучения. Таким образом, в работе библиотекаря акцент делается на использовании современных технологий работы с информацией, ее фокус смещается от книговыдачи в сторону предоставления широкого спектра электронного контента, непрерывного процесса обучения и консультирования пользователей по работе с информацией.
Библиотечно-информационный центр имеет следующие функции:
- Информационно-методическая функция информационно-библиотечного центра обеспечивает доступ участников образовательного процесса к информации, способствует формированию метапредметной деятельности, всестороннему овладению навыками работы с информацией. Кроме того, данная функция предполагает развитие информационной культуры педагогических работников и обеспечивает кадровые условия реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС.
- Культурно-просветительская функция информационно-библиотечных центров играет решающую роль при формировании личностных результатов, определенных ФГОС, таких как формирование целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению, самообразованию и развитию, воспитание гражданской идентичности и передачи всего комплекса ценностей, заложенных федеральными государственными образовательными стандартами. При подборе информационных ресурсов педагог-библиотекарь должен быть чувствителен к заинтересованности посетителей, рекомендовать контент, ориентированный на их запросы.
- Образовательная функция способствует интеграции отдельных предметных дисциплин в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.
- Профориентационная функция информационно-библиотечных центров обеспечивает возможность самоопределения обучающихся, позволяет сформировать индивидуальную образовательную траекторию и способствует развитию способности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни
- Воспитательная функция информационно-библиотечного центра связана с воспитательной стороной образовательного процесса и позволяет обеспечить необходимое возрастное психофизическое развитие и вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
- Обеспечивающая функция позволяет информационно-библиотечным центрам образовательных организаций обеспечить необходимые условия реализации ФГОС, предоставить участникам образовательного процесса необходимое учебно-методическое, информационное и ресурсное обеспечение.
- Основные направления реализации Концепции
Выполнение целей и основных задач деятельности ИБЦ возможна только через этапы реализации.
Основной этап – это информационно-ресурсный, предоставляющий возможность свободного и быстрого доступа к информации, путем формирования, хранения и предоставления читателю многочисленных ресурсных фондов на различных носителях. Главные основы деятельности информационно-ресурсного этапа:
- высокий уровень качества обслуживания;
- стабильность регламентированного обслуживания;
- комфортность (удобство получения и пользования);
- оперативность предоставления услуг;
- гибкость в соответствии с динамикой потребительского спроса;
- креативность (умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на применение новых форм обслуживания).
Требования современной жизни делают актуальной проблему развития у школьников исследовательской компетентности и творчества. Успех этой работы возможен только при создании в школе специальных технико-технологических, учебно-методических, информационно-педагогических условий. Именно это и является основной целью информационно-ресурсного этапа информационно-библиотечного центра.
Задачи информационно-ресурсного этапа:
- включение библиотеки в единое образовательно-информационное пространство школы;
- расширение объема библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникативных технологий и улучшения материально- технического обеспечения.
Этап «Развитие чтения». Культурная сфера работы школьной библиотеки призвана воспитывать культурное и социальное самосознание пользователей, содействовать эмоциональному и интеллектуальному развитию всех участников образовательного процесса путем приобщения их к чтению. Пробуждение интереса к Чтению, Книге, Библиотеке – достижение этой цели обеспечивается регулярными, детально продуманными, адресными мероприятиями, которые организуются и проводятся в течение года для реализации этапа развития чтения.
Главная задача этапа – создание в школе образовательной среды, способствующей приобщению к чтению. Основными характеристиками такой среды являются:
- информационная насыщенность;
- свободный доступ к информации;
- развивающее, воспитывающее образовательное пространство школы;
- обогащение и расширение приемов, методов работы учителя, библиотекаря, психолога,и др.;
- профессиональный и творческий рост коллектива;
- читательская и информационная грамотность всех участников образовательного процесса.
Образовательная сфера деятельности школьной библиотеки даёт нам почву для создания 3 этапа формирование информационно-культурной личности. Чтобы ориентироваться в современном потоке информации, требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни учёному, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся. Если не обращать внимания на информационную культуру учащихся, то получится необратимый процесс. Приученное к «электронной» логике мышления, подрастающее поколение будет использовать такой же стиль мышления и в отношениях с людьми. Не владея информационной культурой, учащиеся не обладают важными качествами:
- умением мыслить системно;
- умением мыслить стратегически;
- умением мыслить критически;
- умением мыслить творчески.
Хорошо отработанный этот этап в образовательном учреждении даст ученикам возможность осознать значимость чтения для своего успешного обучения другим предметам. У них будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
Дети начальной школы получат возможность научиться:
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
- составлять краткую аннотацию на литературное произведение и писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с детской периодикой, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Ученики среднего и старшего звена научатся:
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации;
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию прочитанных текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников на различных информационных носителях;
- осуществлять информационную переработку текста, создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров;
- высказывать и отстаивать собственную точку зрения при решении возникающих проблем.
Важнейшей составляющей частью работы на этом этапе является библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
- содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
- осуществляет текущее информирование (дни информации, обзор новых поступлений и публикаций).
На этом этапе так же возможна работа с родителями:
- удовлетворять запросы пользователей и информировать о новых поступлениях;
- консультировать по вопросам организации семейного чтения, знакомить с информацией, по воспитанию детей;
- консультировать, по вопросам учебных изданий, адресованных учащимся.
Таким образом, школьная библиотека, реорганизованная в информационно-библиотечный центр, станет частью единого информационного пространства школы, своеобразным центром притяжения, где неограничен доступ к информации, где тщательно подобраны и систематизированы разнообразные информационные материалы, представляющее разные уровни сложности, где можно интересно поработать или просто спокойно посидеть в тишине листая новую книгу. Словом, реализация принципа свободного доступа к информации с помощью систематического обучения стратегиям информационной деятельности на всех образовательных ступенях и по всем областям содержания образования благодаря будущему информационно-библиотечному центру становится в школе реальностью.
В рамках совершенствования нормативной правовой базы должна быть обеспечена актуализация ФГОС в части установления требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ, в том числе кадровым, финансовым и материально-техническим условиям школьных библиотек.
Для реализации Концепции необходимо:
- создание нормативной базы библиотеки;
- создание материально-технических условий;
- увеличение количества книговыдачи;
- формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.
Необходимо также:
- создать условия для организации широкого спектра творческой и игровой деятельности;
- обеспечить свободный доступ для участников образовательных отношений к информационным и электронным образовательным ресурсам с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав;
- обеспечить пополнение фондов как печатными, так и электронными изданиями;
- обеспечить доступ к современным программным средствам работы с информацией, в том числе основанным на облачных технологиях.
7.Ожидаемые конечные результаты реализации
- Оснащение школьной библиотеки современным оборудованием;
- овладение библиотекарем школы новыми информационными технологиями;
- увеличение библиотечного фонда;
- обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет;
- увеличение читательской активности;
- создание условий для самообразования учащихся и педагогов;
- обмен информацией с читателями через сайт школы;
- повышение качества научных работ учащихся и учителей;
- отказ от бумажной картотеки;
- развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приобретенных потребностей учащихся;
- создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге;
- позиционирование библиотеки в информационно — досуговый центр школы.
- Мероприятия по реализации Концепции
- Обновление нормативно-правовой базы деятельности школьной библиотеки в соответствии с современными требованиями к образованию;
- реорганизация школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр;
- материально-техническое обеспечение деятельности школьной библиотеки, обеспечивающее возможность активного участия в реализации Всероссийской и региональной Концепции развития информационно-библиотечных центров;
- включение школьной библиотеки в региональные программы информатизации образовательных организаций региона;
- организация мониторинга развития библиотеки;
- развитие системы повышения квалификации педагога-библиотекаря;
- разработка программ социального партнёрства школьной библиотеки с библиотеками других типов, учреждениями культуры, общественными организациями;
- создание автоматизированной информационно-библиотечной системы (АИБС)
9.Система организации контроля над исполнением Концепции
Основная система контроля над исполнением:
- Выполнение мероприятий программы.
- Мониторинги:
- мониторинг обеспеченности обучающихся детей электронными ресурсами обучения;
- мониторинг обеспеченности художественной литературой;
- мониторинг читательской активности;
- мониторинг обеспеченности учебниками;
- мониторинг обеспеченности периодическими изданиями;
- мониторинг материально- технического оснащения.
- Анализ документов, наблюдение, анкетирование, аналитические справки.